31еместо

0

0
0

Как религиозные сионисты интерпретируют знаменитый отрывок из Торы, являющегося обоснованием "богоизбранности" евреев: "...А вы будете у Меня царством священников и народом святым..." (Исход, 19, 6).

Мой вопрос касается современной интерпретации религиозными сионистами знаменитого отрывка из Торы, являющегося обоснованием "богоизбранности" евреев: "...А вы будете у Меня царством священников и народом святым..." (Исход, 19, 6). Полный текст двух стихов (5 и 6): "Итак<b>, </b>если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля<b>,</b> а<b> </b>вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым".
Недавно я подвозил трёх молодых ешиботников и спросил их: как они интерпретируют этот стих, и в чём, по их мнению, заключается избранность еврейского народа. Тривиальная часть их ответа заключалась в том, что евреи должны служить Господу путём выполнения заповедей. А нетривиальная – в том, что после прихода Машиаха все евреи, соблюдавшие заповеди, и все гои, соблюдавшие "семь заповедей сынов Ноя", воскреснут, при этом праведные гои будут служить праведным евреям. На мой вопрос о характере этой "службы" и об источнике их знаний все трое ответили, что гои будут слугами евреев, т.е. будут выполнять всё, что евреи потребуют, и сослались на какую-то главу Талмуда.
Мы знаем, что интерпретация и письменной, и устной Торы евреями во все времена в значительной степени определяется их принадлежностью к определённому течению внутри иудаизма. Так, например, на вопрос "чем занимался Адам в райском саду в Эдеме?" ("И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его..." Бытие, 2, 15) – типичный религиозный сионист ответит, что Адам реально возделывал сад (т.е. работал физически), а типичный харедимный ешиботник ответит, что Адам молился (т.к. это и есть единственно достойное для еврея занятие) и тем самым "возделывал" сад.
В связи с этим мой конкретный вопрос к религиозным сионистам об интерпретации вышеприведённого стиха о богоизбранности евреев формулируется так: в чём разница между судьбой тела и души четырёх групп населения – евреев, соблюдающих заповеди, евреев, не соблюдающих заповеди, гоев, соблюдающих заповеди "сынов Ноя", и гоев не соблюдающих заповеди "сынов Ноя" – в настоящее время, а также в будущем, после прихода Машиаха?
Заранее спасибо за ответ!
Д.Г. 28.12.12.

Даниэль Гольденберг, 28.12.2012, 16:44
Официальный ответ
Маханаим, 07.01.2013
Все-таки это форум поддержки. Разумно материалы такого рода размещать на дискуссионном форуме Маханаима - https://www.facebook.com/groups/machanaim/
Статус идеи: ожидает рассмотрения

Комментарии

Маханаим, 07.01.2013, 18:24
Все-таки это форум поддержки. Разумно материалы такого рода размещать на дискуссионном форуме Маханаима - https://www.facebook.com/groups/machanaim/
Miriam Kitrossky Machanaim, 27.02.2013, 18:05
Вот какой ответ на этот вопрос дает Элиэзер Беркович:

В соответствии с этим, историческая миссия народа Израиля описывается в Библии провозглашением: «И вы будете мне царством священников и святым народом». Это царство священников – это вовсе не общество, в котором каста священнослужителей управляет во имя какого-то бога простым населением. Святой народ – это собрание, в котором все – священники. А там, где все – священники, все также и слуги – правит один только Бог. «Царство священников и святой народ» - это не теократия, а республика, объединенная служением Богу.

Теперь станет возможным показать, что идея Израиля как святого народа не только не противоречит универсализму еврейских пророков, но, в сущности, ведет к нему как к своему логическому завершению[ii].

Не следует путать понятие святого народа с национализмом. Цель национализма – служение нации; святой народ служит Богу. Закон национализма – это интересы нации; закон царства священников – это воля Бога. С точки зрения националистической идеологии, нация – это и есть конечная цель; святой народ – это, однако, лишь средство достижения цели. И поскольку цель – это полнота жизни в постоянной связи с Богом, она явно выходит за национальные рамки: святой народ – это инструмент для реализации наднациональных задач в истории. Этот народ движется к универсальной цели. Он не исключает права на существование других народов; напротив, цель, которой он служит, ищет осуществления своих устремлений с помощью других народов. Еврей – индивидуум не живет один; для того, чтобы его деяния имели силу, он должен объединяться с другими в общем стремлении достигнуть осуществления целей иудаизма. Результатом этого объединения неизбежно становится «святой народ». Но святой народ не может жить в полной изоляции. Чем дальше идет понимание мира, которого святой народ достигает с помощью всего остального человечества, тем более эффективными могут быть его деяния. Чем больше это понимание, тем шире область жизни, которая становится ориентирована на Бога. Поэтому действия всегда являются общественными: поступок индивидуума совершается в его непосредственном окружении, среди его народа; деяния народа осуществляются в контексте жизни других народов. Так же, как индивидуум должен соотносить свои действия с обществом, так же и народ – с сообществом народов. Реализация святого народа непременно повлечет за собой более полную реализацию человечества.

Задача иудаизма будет выполнена, когда ее реализует все человечество. Главная цель, однако, это не обучение благородным идеалам – что было бы достаточно легко и совсем неэффективно, – а претворение их в жизнь в истории. Поэтому начать приходится с наименьшей единицы живой реальности, в рамках которой действия иудаизма могут вершить историю, и эта единица – народ. Индивидуумы могут обучать; но для того, чтобы эффективно действовать, нужен народ. Национальность – не идеологическое требование, а историческая необходимость. Постепенная реализация универсальной цели в истории не отменит необходимости действий святого народа. Универсальная цель и ее практическое осуществление в истории определяют национальные характеристики Израиля. «Святой народ» - это единственный, в сущности, народ на земле, смысл существования которого – это осуществление универсальной цели. Именно универсалистская идея


См. книгу "Бог, Человек и История", 13 глава. Книгу можно приобрести в "Маханаим" почти в любой день, а также на презентации другой книги того же автора, переведенной тем же переводчиком, которая состоится в "Маханаим" 17 марта в 6 часов вечера.



Исход 19:6.

[ii] О еврейском универсализме см. Eliezer Berkovits, “Judaism: Fossil or Ferment? ” , стр. 62-75.
Маханаим, 22.04.2013, 18:34
Новая "фича" на сайте Маханаим - http://www.machanaim.org/ - возможность продвинутого комментирования и создание дискуссий. Хотели спросить, выяснить? - пришло время!
Даниэль Гольденберг, 04.05.2013, 21:27
Спасибо за ответ! Он, однако, весьма расплывчатый и вызывает много встречных вопросов. Например, цитата из р. Берковича «Царство священников и святой народ» - это не теократия, а республика, объединенная служением Богу." – что она описывает: светлое будущее или настоящее? У евреев никогда не было республики. Еврейский народ всегда был разделён на когенов, левитов и простой народ, и принадлежность к каждой группе передавалась по наследству. О какой республике может идти речь при распределении должностей по наследованию? Совершенно непонятно, что означает для р.Берковича (и для Вас) понятие "реализация": "Реализация святого народа непременно повлечет за собой более полную реализацию человечества.". В чём она заключается конкретно для евреев и для всего человечества? И что будет после "более полной реализации"? И в чём состоит "универсальная цель": «Святой народ» - это единственный, в сущности, народ на земле, смысл существования которого – это осуществление универсальной цели.?

Все эти понятия не определены, а приведённые цитаты настолько обтекаемы, что нет никакой возможности понять – о чём вообще идёт речь.
Можете ли Вы ответить на конкретный вопрос: считаете ли Вы, что остальные народы должны освободить избранный еврейский народ от забот о своём пропитании и предоставить ему возможность только молиться и исполнять заповеди (на том основании, что евреи умеют это делать лучше и правильнее других народов)? Вопрос не праздный, т.к. я знаю ортодоксальных евреев (включая религиозных сионистов), которые придерживаются этой точки зрения. Вопрос этот также и не чисто теоретический, т.к., по-видимому, именно эта точка зрения лежит в основе нежелания многих (не всех, конечно) харедим идти в армию и работать – ведь это отвлекает их от основного занятия, для которого евреи были избраны.
Буду признателен за точный ответ на поставленный вопрос.
Даниэль.
Маханаим, 04.05.2013, 22:52
Правильно вести дискуссию здесь - http://www.machanaim.org/wp_blog/kak-religioznye-sionisty-interpretiruyut-znamenityj-otryvok-iz-tory/

Оставить комментарий